Интервью с Директором ФБГУ «Центральный музей физической культуры и спорта» Истягиной-Елисеевой Е.А.

Истягина-Елисеева Е.А.Директор ФГБУ «Центральный музей физической культуры и спорта» Елена Александровна, добрый день! Расскажите, пожалуйста, о ФГБУ «Центральный музей физической культуры и спорта» и его истории.

- Еще в 50-ых годах на территории стадиона Лужники был Музей спорта Лужников. Основой этого музея была коллекция, переданная Музеем спорта государственного центрального ордена имени Ленина института физической культуры, который располагался в здании на ул. Казакова, д.18. Сам Музей был открыт в 1918 году при поддержке В.И. Ленина и четы Бон-Бруевичей. Вся учебная программа пяти лет укладывалась в двух томах. Сейчас институт находится на территории Сиреневого бульвара. В 1957 году Госкомспорт распорядился создать Центральный музей физической культуры и спорта в Лужниках. В 1991 году после приватизации, вся коллекция раскололась. Та, что была в Лужниках, там и осталась, а другая часть осталась в запасниках Госкомспорта. Сейчас идет активное обсуждение возврата лужниковской части в государственное юридическое поле, та сторона очень открыта к диалогу и я надеюсь, что передача в скором времени состоится.

Директором Музея я стала в сентябре 2009 года по прямому указанию Министра спорта, туризма и молодежной политики РФ В.Л. Мутко, который увидел наш смелый музейный эксперимент на Сиреневом бульваре и сказал: «Хочу так же». Эксперимент был такой. Я считаю, что заниматься насильственно окультурованием нельзя. Наши уважаемые студенты, если их приводить за руку и показывать на какой-нибудь пыльный экспонат и говорить, что это наша великая история, то сам смысл и важность не будут восприниматься, и такой подход оставит только негативный оттенок. Для молодежи историю нужно показывать доступными способами, она должна быть понятна и, учитывая, современность актуальна, интересна. Вместо того, чтобы сохранять получердачное помещение, наш ректор при моей посильной поддержке и помощи, полностью изменил эту музейную концепцию. Мы решили вынести все экспонаты к людям, то есть расположили музей на всей территории университета. Таким образом студенты стали живо интересоваться, что вокруг них, стали участниками этой истории. Когда все это мы начали делать и создавать, наши коллеги, профессорско-преподавательский состав подняли ужасный плач. Сказали, что все разграбят, все разворотят. Но за 3 года у нас не было ни одного инцидента! К приезду наших гостей мы ничего не убирали и не выставляли, оставляли все как есть. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, когда был у нас, оставил очень теплый отзыв. Его привлекла коллекция лыжных ботинок, в которых и он когда-то в детстве и далее в юности занимался.

Соответственно, когда все это увидел Министр: всю эту культурно-музейную концепцию, как люди находятся в ней, как чувствуют себя ее частью, это было оценено по достоинству. Таким образом, меня пригласили в этот музей на должность директора. Первым делом я обследовала всю территории, ведь со времен перестройки музеем здесь никто не занимался, и все было в запустении. В подвалах обнаружила горы мусора, среди которого ценные издания 19 века и прочее. В сентябре я начала работать, а уже в мае вместе с ветеранами открывали первое здание. Это любимое детище Министра, сюда он часто приводит иностранные комиссии и часто напоминает нам, что наши традиции должны заставлять нас работать еще лучше. Если бы не поддержка Министра и его соратников, то не смогла выстраиваться та концепция музея, что Вы можете наблюдать сегодня. Он помог нам получить поддержку из казначейства, отдал нам это крыло усадьбы Разумовского, содействует во всех выставках, инициативах, инновационных проектах. За последние 2 года у нас было большое количество выездов, здание все-таки не совсем приспособлено под музей. Поэтому мы много выезжаем: от российского Ачинска до швейцарского Веве.

Елена Александровна, как бы Вы посоветовали сегодня воспитывать культуру спорта в детях, подростках? Ведь сегодня дети чаще посвящают свой досуг компьютерным играм и социальным сервисам интернет-пространства, нежели футболу летом или хоккею, лыжам зимой.

- На этот вопрос мне бы хотелось ответить некоторым ответным вопросом. Где Вы видели ребенка, который настроен на тяжелую физическую и моральную работу? Здесь играют роль родители, точнее их фанатизм вовлечения ребенка в тот или иной вид спорта, и, безусловно, роль тренера в детской школе. Ведь детей в таком возрасте заставить заниматься чем-то можно только одним способом — это ежедневно и ежечасно заставлять. Потом, когда ребенок уже начинает осознавать цель своей работы, когда к нему приходят первые успехи, это отношение к спорту немного меняется: ребенок сам начинает проявлять стремления, просыпается спортивный интерес, в какой-то степени азарт. Как и в чтении, в изучении иностранных языков, так и в спорте ребенка нужно заинтересовать, показать успехи предшественников.

А чтобы ребенок однажды не сошел с выбранного пути, устав, потеряв веру, кто должен оказывать влияние: тренер, семья или важна роль и государственной пропаганды культуры спорта?

- Это должен быть целый комплекс. Это некий кластер, в том числе духовный, культурный вокруг ребенка. Ведь если пресса пишет о том, что тот или иной вид спорта вреден или опасен, то ребенок найдет причину, чтобы не заниматься.

Вы отводите значительную роль пропаганде со стороны СМИ?

-Безусловно. Вы не поверите, но сегодня я сталкиваюсь с парадоксальной ситуацией. Часто приводит к нам тренер своего спортсмена, и ни относительно старшее поколение в лице тренера, ни молодое в лице спортсмена ничего не знают о тех, кто прославил страну до них, кто и какие места занимал в его виде спорта, какой техникой обладал. А когда разрывается связь между поколениями в спорте, люди начинают ориентироваться на малозначимые стимулы в спорте, к сожалению, чаще на материальный аспект.

То есть спорт должен формировать какую-то идеологическую составляющую для детей и молодежи, быть элементом патриотизма?

-Безусловно, воспитывая молодых спортсменов, нельзя обходить этот аспект стороной. Необходимо работать ради желания показать себя лучшим, прославить страну, доказать и прежде всего самому свою роль в обществе, не упираться только в материальный мотив.

Продолжая тему сохранения культуры, что бы Вы причислили к национальному наследию?

-Прежде всего, у нас потрясающие традиции. У нас потрясающие люди, к нам часто приходят ветераны спортивного мира, которые рассказывают подрастающему поколению о своих успехах и победах. Это такие моральные подвиги, которые заслуживают уважения. Ведь сейчас все патриотическое воспитание великая история и огромное число тех событий и вех истории, что нужно рассказывать детям. Хотя я и не являюсь поклонником американской культуры, но у них очень многие фильмы связаны со спортивной тематикой. Фильмы о том, как дети побеждают благодаря волевым качествам или про индивидуальных спортсменов, их судьбы. А у нас такого нет, хотя потенциал реальных историй у нас куда больше. Нужно создавать информационные каналы, где это и будет показываться подрастающему поколению. Руководители на местах при появлении первых побед в своем регионе, первых полученных кубков что делают? Предлагают выделить 15 метров, поставить шкаф, в него спрятать кубок и приводить к нему экскурсии. Но ведь люди хотят прикоснуться к этому, почувствовать атмосферу, а не ходить вокруг пыльной витрины.

Необходимо ли в системе младшего и среднего образования воспитывать культуру спорта, делать показательные уроки со спортсменами, во внеурочные часы вводить чтение книг о нашей спортивной доблести?

-Наверно, скажу то, за что меня будут сильно ругать. Вообще у нас в школе есть некий олимпийский учебник, рекомендованный Министерством образования и науки РФ. Этот учебник в настойчивой манере рекламирует олимпийские игры. Но помимо англо-саксонского спорта, у нас есть давние традиции народных игр или забав. Если якуты и буряты как-то стараются сохранить свои традиционные виды спорта. А ведь это важная взаимосвязывающая нить в обществе. Возьмем к примеру, лук, есть стрельба из лука у бурят, у калмыков, у русских. Почему мы не показываем, что у нас в разных регионах есть свои уникальные традиции по каждому виду спорта? Это та же физическая активность. И почему такое неуважительное отношение к самому статусу учителя физкультуры? Это неправильно. Нужно увеличить число часов физкультуры. Необходимо ввести уроки физкультуры в число обязательных экзаменов ЕГЭ. Дети хотя бы будут стремиться сдать экзамен. Так же необходимо работать со школьными учителями. Объяснять новые методики. Приглашать известных спортсменов на мастер-классы. Но очень избирательно. Некоторые из них блистательны на сцене и очень скромные в жизни. В этом нет ничего удивительного.

Эти меры могут в комплексе с другими помочь формировать у детей активную гражданскую позицию?

-Я являюсь преподавателем высшей школы. Каждый год преподаватели жалуются на выпуск предыдущего года. Все студенты хорошие, замечательные, но они очень инертные, они не могут самоорганизоваться даже для личного досуга. Если это современное поколение для работы сложно, то нужно обратить внимание на детей. Спрашиваешь у студента: «Ты гражданин?», он отвечает: «Да, гражданин!». «А что это?». А объяснить уже, к сожалению, не могут. Если государство не может разработать эти механизмы диалога с подрастающим поколением, то всегда найдется кто-то, кто заменит их… Поэтому мы получаем различные социальные конфликты сегодня.

Елена Александровна, что Вы пожелаете молодому поколению, кто стоит перед выбором своего жизненного пути, призвания?

Я бы пожелала всегда думать своей головой, анализировать события самостоятельно. Пожелала бы стойкости, личной воли и конечно, думать и еще раз думать.

Источник: http://upmerf.ru
12.03.2012